Телефоны: +7 (978) 730-79-98, +7 (978) 751-01-86 E-mail: mail@vvk-crimea.ru

Защита иностранных инвестиций в Крыму в условиях действия ограничительных мер (санкций) ЕС и США

защита иностранных инвестиций в Крыму Одним из видов собственности, которой могут владеть физические и юридические лица одного государства на территории другого, являются иностранные инвестиции.

Кроме того, они являются объектом международных правоотношений, защита которого регулируется как международными договорами, так и национальным законодательством стран субъектов.

Основными международными документами, которые регулируют инвестиционную деятельность, являются Вашингтонская конвенция от 18 марта 1965 года «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций», датированная 11 октября 1985 года.

Главной целью вышеупомянутых документов является защита прав и интересов инвесторов, владеющих собственностью за границей.

Главным инициатором разработки Вашингтонской конвенции 1965 года был Международный банк реконструкции и развития. Подписание этого документа было вызвано необходимостью предотвратить применение к инвестиционным правоотношениям вкладчиков-нерезидентов государства нахождения объекта имущественных прав национального законодательства страны-реципиента. Потом был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при МББР – орган, главная задача которого состоит в необходимости разрешать подобные споры. Сегодня Вашингтонская конвенция объединяет около 100 стран-участниц, одной из которых является Российская Федерация. При условии, что участники спора подписали письменное соглашение о его передаче на разрешение Центру, решение последнего является обязательным для субъектов инвестиционной деятельности в тех странах, которые являются участницами данной конвенции. Субъекты инвестиционной деятельности не могут отказаться от такого согласия в одностороннем порядке.

Статья 66 Вашингтонской конвенции предоставляет сторонам право на основе договоренности осуществлять арбитражные или примирительные процедуры в других органах арбитража. Но только при условии, что в тексте договора не упоминается о необходимости обязательной передачи спора в Центр при МББР.

Главной целью разработки и подписания Сеульской конвенции 1985 года была необходимость защитить иностранные инвестиции от политических рисков посредством их страхования. Такие обязанности были делегированы международной организации – Многостороннему Агентству по гарантиям инвестиций.

Защищены иностранные инвестиции, в том числе иностранные инвестиции в Крыму, и на региональном уровне. С этой целью были разработаны и приняты разные нормативные акты. Так, например, 24 декабря 1993 года страны СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было заключено в 1994 году между Российской Федерацией и странами Европейского Союза. Согласно нему, страны-участницы в том, что касается инвестиционной деятельности, обязаны предоставлять друг другу общий режим наиболее благоприятствуемой нации, который бы соответствовал всем правилам ГАТТ/ВТО.

Существуют также отраслевые международные акты. Примером их можно считать принятые в Гааге 17 декабря 1991 года Договор и иностранные инвестиции КрымЕвропейскую энергетическую хартию.


Огромную роль на международной арене играют многочисленные двусторонние акты в сфере инвестирования. В настоящее время Россия заключила двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений) со следующими странами: с Финляндией (1989 г.), Бельгией и Великим Герцогством Люксембург (1989 г.), Великобританией и Северной Ирландией (1989 г.), ФРГ (1989 г.), Францией (1989 г., 1992 г.), Нидерландами (1989 г.), Канадой (1989 г.), Италией (1989 г., 1996 г.), Австрией (1990 г.), Китаем (1990 г.), Испанией (1990 г.), Швейцарией (1990 г.), Южной Кореей (1990 г.), США (1992 г.), Грецией (1993 г.), Кубой (1993 г.), Румынией (1993 г.), Данией (1993 г.), Словакией (1993 г.), Чехией (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Кувейтом (1994 г.), Индией (1994 г.), Венгрией (1995 г.), Албанией (1995 г.), Швецией (1995 г.), Норвегией (1995 г.), Югославией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Македонией (1997 г.), Турцией (1997 г.), Аргентиной (1998 г.), Казахстаном (1998 г.), Японией (1998 г.), ЮАР (1998 г.), Украиной (1998 г.).

Основу национального законодательства Российской Федерации составляют Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме этого, имеются и отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства.

Международно-правовая защита иностранных инвестиций в Республику Крым как субъект Российской Федерации приобретает особое значение в контексте действующих ограничительных мер (санкций) Европейского союза, США, а также недружественных нормативных актов, изданных Украиной.

Так, 17 марта 2014 было принято Решение Совета ЕС, предусматривающее введение санкций в отношении лиц, якобы ответственных «за подрыв территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины».

В тот же день, 17 марта 2014 года было издано Постановление Совета ЕС № 269/2014 «Об ограничительных мерах в отношении действий, подрывающих или создающих угрозу территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины».

Список лиц, которые подпали под санкции, был приложен к Постановлению Совета ЕС и впоследствии несколько раз расширялся.

В соответствии с Актом Совета ЕС от 12 мая 2014 года № 477/2014, в этот список попали две крымских организации:

  • 1) ПАО «Черноморнефтегаз»;
  • 2) предприятие «Феодосия»
  • Актом Совета ЕС от 25 июля 2014 года № 810/2014 список был дополнен следующими крымскими организациями:
  • 1) ГСК «Керченская паромная переправа»,
  • 2) ГП «Севастопольский морской порт»,
  • 3) ГП «Керченский морской торговый порт»,
  • 4) ГП «Универсал-Авиа»,
  • 5) Санаторий «Нижняя Ореанда»,
  • 6) КРП «Азовский ликеро-водочный завод»,
  • 7) НПАО «Массандра»,
  • 8) ГП Агрофирма «Магарач» и  Институт вина «Магарач»,
  • 9) ГП « Завод шампанских вин «Новый свет».

Речь идет о предприятиях, собственность на которые, по мнению ЕС,  перешла «в противоречии с правом Украины», которые были национализированы  властями Республики Крым.

Основной в Постановлении Совета ЕС № 269/2014 является статья 2, согласно которой:

Все средства или экономические ресурсы, принадлежащие, находящиеся в собственности, владении или под контролем любых физических или юридических лиц, а также ассоциированных с ними органов и организаций, указанных в приложении к постановлению, замораживаются.

Никакие средства или экономические ресурсы не должны быть доступны, прямо или косвенно, в пользу физических и юридических лиц, организаций, органов, связанных с ними.

Также 23 июня 2014 года было принято Решение Совета ЕС № 386. За ним последовало Постановление Совета ЕС № 692/2014 от 23 июня 2014 года, которое запрещает импортировать в ЕС товары, происходящие из Крыма или Севастополя, а также обеспечивать финансирование, страхование или перестрахование, связанное с этими товарами.

Кроме того, 30 июля 2014 года появилась Информационная записка «Ограничительные меры ЕС в связи с ситуацией на Восточной Украине и незаконной аннексией Крыма», подготовленная одним из Комитетов ЕС.

Суть ее сводится к следующему. Во время встречи Комитета постоянных представителей Совета ЕС, которая состоялась 28 июля 2014 года, также было согласовано внедрение торговых и инвестиционных ограничений для Крыма и Севастополя, о которых просил Европейский Совет.

В свете изложенного выше, одним из самых актуальных вопросов внешнеторговой деятельности на территории Крыма, а также осуществления иностранных инвестиций является разрешение множества международно-правовых коллизий, в том числе и коллизий, связанных с одновременным применением международных норм о защите иностранных инвестиций и нормативных актов ЕС и США, устанавливающих ограничения и запреты в отношении Крыма и Севастополя.